Помощь | Правила | Поиск
Регистрация | Вход
Переключиться в мобильный режим



Начать новую тему Ответить на тему    

Модераторы: Sherlock, Жанна, Екатерина, Биолог, ХАМмер, Albertishe, Вячеслав, sila scunsa

1, 2, 3, 4, 5 ... 8, ВСЕ
Автор Сообщение


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.05.2007
Посты: 729
Откуда: Севастополь - Москва



СообщениеВт мар 25, 2008 02:22 


Многие бывали на Сапун-горе под Севастополем, выходили на смотровую площадку, рассматривали установленные там образцы советской и немецкой военной техники. Но мало кто обращал внимание на еле заметные вдали двухэтажные дома, непонятно зачем возведённые среди крымского горного леса. А кто замечал - думали: "Видать, ещё одна дача. Понастроили, буржуи"...
Без очень мощного бинокля было совершенно невозможно разглядеть, что окна на "дачах" - нарисованные.
Знаменитый подземный командный пункт - целый город в горе - с дороги не виден. К нему нужно пройти пару километров, поскольку развилка, которая поворачивает туда, перекопана: так несколько лет назад пытались спасти объект 221 от разграбления.
Сколько десятков миллионов советских рублей успели вложить в Алсу, никто теперь не скажет. О масштабности проекта напоминают лишь многочисленные развалины: коробка пятиэтажного общежития для строителей, пропускные пункты, хозяйственные здания.
Остатки "былой роскоши" встречаются через каждые несколько метров пустынной дороги. Она петляет вверх к горе, и вдруг впереди неожиданно вырастает обычный двухэтажный жилой дом. Чем ближе к нему, тем более странным он кажется. Все выясняется в нескольких метрах от бетонной стены - она плоская, как декорация на съемочной площадке.
Только рядом понимаешь, что окна нарисованные и "дом" явно заслоняет собой что-то другое. Лет двадцать назад даже со спутника враги бы увидели тут "обычную" многоэтажку. Служебные постройки в запретной зоне ничем не отличались от расположенного поблизости пионерлагеря.
Подземный город расположен внутри скалы, под более чем двумястами метрами породы.

История создания "Объекта 221" восходит к 1960-м годам. Создание и наращивание советского и американского термоядерных арсеналов требовало новых средств защиты от оружия массового поражения.
Начиная с 60-х годов, по обе стороны океана разворачивается невиданное доселе подземное железобетонное строительство. Метрополитены, бомбоубежища и порочие подземелья 1930-40-х годов, рассчитанные максимум на 10 тонн тротила, оказались явно непригодными для сохранения жизней высокого начальства и для сбережения стратегически важного имущества и вооружения.
Помимо правительственных бункеров, в свете ближневосточных войн 1960-х годов становилась всё более очевидной необходимость защищённого командного пункта, с которого советское командование могло бы отдавать приказы кораблям Черноморского флота, несшим боевую службу в Средиземном море.
С 1961 по 1972 годы для черноморских штабистов и связистов построили ряд объектов арочно-обвалованного и котлованного типов. Но уже в 1970-х годах стало ясно, что эти объекты не в состоянии обеспечить безопасность флотского руководства. США стремительно развивали свою программу орбитально-спутникового шпионажа и целеуказания, точность поражения целей баллистическими ракетами совершенствовалась, так что рассчитывать на то, что эпицентр будет в километре от штаба, более не приходилось.
Для гарантированной защиты от прямого попадания водородной бомбы требовалась подземная крепость, сравнимая с "Гранитным Дворцом", возведённым американцами в Скалистых горах.

Строительство ЗКП в Алсу началось в 1977г. И Брежнев, и Горшков учитывали американский план ядерного нападения "Дроп шот", по которому на Севастополь предполагалось обрушить 12 ядерных боеголовок: одну на Инкерман, одну на Балаклаву, остальные по самому городу - главной базе Черноморского флота.
Технико-экономические и эксплуатационные характеристики старого командного пункта ЧФ в районе с.Верхнесадовое уже не обеспечивали всевозрастающие требования к секретности, защите и живучести подобных сооружений.
Восточный склон горы Шаан-Кая, что в переводе означает "скала Мишень", под сверхпрочную "черепную коробку" для командного мозга ЧФ выбрал сам главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР адмирал Сергей Горшков.

Сперва к будущей стройплощадке протянули дорогу. Справа от неё разместили воинскую часть с большим автопарком - дабы не создавать подозрительно интенсивного движения на близлежащей трассе Ялта-Севастополь.
Севастополь тогда был закрытым городом. Всех иностранцев, а также соотечественников, прописанных вне пограничной зоны, высаживали и заворачивали обратно на Ялту ещё под Гончарным, в 5 километрах южнее "Объекта 221".
В лесу появились проволочные заграждения и патрули. По легенде, они берегли имущество детского лагеря "Алсу-2" (в межсезонье использовавшегося также для размещения военных строителей).
Для улучшения комфорта, а заодно и для создания правдоподобного объяснения сущности строительства в Алсу был возведён 4-этажный корпус с многочисленными вспомогательными постройками и сооружениями (включая столовую на 250 мест, овощехранилище, очистные сооружения, подземный водозабор, линии электропередач и трансформаторные подстанции), забором и контрольно-пропускным пунктом. Местным "на ушко" говорили, что строится флотский учебный центр.
Был сформирован специальный горнопроходческий батальон. В помощь бойцам подземного стройбата были приданы подразделения треста "Донецкшахтпроходка". Это управление специализировалось на проходке вертикальных стволов для ракетных комплексов по всей территории Советского Союза и имело большой опыт работы на автономных объектах.
Донецкие мастера за год прошли-пробили два 182-метровых ствола, со дна которых пошли вширь горы штольни главного укрытия.
Выполненный первый вертикальный ствол использовали при горизонтальной проходке как вентиляционную шахту, что в значитальной степени ускорило темпы буровзрывных работ.
Параллельно с началом горнопроходческих работ проектирование КП, аналогов которому на ЧФ не было, вёл Московский проектный институт.
На горизонтальной проходке подземной части КП работала специализированная строительная организация треста "Харьковметрострой" - высококвалифицированный коллектив механизаторов, буровиков, подрывников с мощной производственной базой. Они построили собственный бетонный завод, хорошо оборудованные мастерские по изготовлению различных металлоконструкций, деревообрабатывающий цех, стационарную компрессорную станцию для подачи сжатого воздуха на перфораторы, погрузчики пород и бетононасосы.
Короче говоря, строили бункер всем Союзом. Непосредственно контролировал стройку зам. по строительству командующего ЧФ генерал-майор Л.В.Шумилов. С инспекциями объект посещали Главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков и зам.министра обороны маршал инженерных войск Н.Ф.Шестопалов.

Наступление на земные недра длилось без малого пять лет. За это время в горном массиве удалось проложить сотни метров бетонированных коридоров-потерн, а главное - выдолбить два 130-метровых блока высотой по 16 метров.
В плане подземный командный пункт походит на огромную букву "А": два входа (оба замаскированы ложными зданиями) ведут в глубь горы. Расходящиеся коридоры перекрываются на входах массивными противоатомными дверями со шлюзовыми камерами. Наверх уходят две шахты высотой 180 метров, диаметром 4,5 метра. Они служили для забора воздуха и вывода кабельных трасс к антенным устройствам. При необходимости можно было выбраться по ним на поверхность. Для этого служили железные винтовые лестницы. Сюда же, на вершину ЗКП, должны были быть выведены волноводы антенн для космической связи с кораблями и подводными лодками.
Подземная площадь 3-блочного ЗКП ЧФ составляет 13 500 кв.м, а площадь многоярусных подземных помещений комплекса достигает 22 000 кв.м. Длина пешеходных коридоров комплекса превышала 3,5 км, а объем подземных помещений превышал 80 000 куб.м.
Первый и второй подземные блоки имеют размеры: 130 м. длина, 16 м. ширина, 16 м. высота, а размеры третьего технологического подземного блока составляют: 130 м. длина, 6 м. ширина, 7,5 м. высота. Площадь 4-этажного подземного здания 1 блока составляла 8 000 кв.м. Площадь 2-этажного подземного здания 3-го блока составляла более 1500 кв.м.
Для того, чтобы попасть в это "подземное царство", необходимо пройти полкилометра внутрь горы. Издали невозможно поверить, что эта часть Мишень-скалы полая. Это самое крупное подземное сооружение в Крыму.

К 1987 году проходку завершили и приступили к прокладке систем вентиляции, кабельных панелей, облицовке и отделке блоков. Начался монтаж оборудования внутренних помещений. Но тут грянула Беловежская пуща...
В 1991-м украинский президент Леонид Кравчук и "патриотическая" Верховная Рада декларировали не только независимость Украины, но и её безъядерный статус. По новым украинским понятиям, защищённый командный пункт оказался совершенно не нужен. Но деньги на строительство "Объекта 221" уже были заложены в бюджет-1991, а потому строительство продолжалось. В 1992-м финансирование было прекращено, и объект законсервировали. Объект, построенный уже на 90 процентов, попросту бросили. Строители ушли, охрану сняли.
С 1992 по 1998 год продлился мучительный период поисков нового, мирного применения бункера. Ряд предпринимателей выступал с предложениями размещения в Алсу предприятий по разливу минеральной воды и/или спиртных напитков. Высказывались, в частности, здравые суждения о перспективности перепрофилирования "Объекта 221" в винзавод. Но местные власти с достойным лучшего применения упорством блокировали любые инициативы.
Среди местных жителей ходят легенды, что подземелья объекта использовали для тренировок бойцы организованной преступной группировки Е.Поданева. Но после гибели "крёстного отца", защитить "медную гору" от мародёров стало некому. И в 1998-м начали грабить...

С точки зрения банального постсоветского энтузиаста-металлиста, "нора" представляла собой перспективнейшее месторождение чёрных и цветных металлов. На всю полукилометровую длину подводящих потерн были протянуты медные силовые провода и кабели связи. В каждой из двух потерн вдоль одной стены были смонтированы 10 ярусов стальных "полок", каждая из которых могла нести более 5 кабелей наружным диаметром 60 миллиметров. Кроме потерн, кабель-трассы входили во все три блока и разводились внутри.
Но это - цветной металл. А был ещё чёрный. Броневые ворота на порталах и броневые же защитно-герметические двери на входах в блоки. Стальная обшивка наиболее ответственных стен и стальная арматура всех прочих перегородок и перекрытий. Стальные герметические двери, люки и сальники. Стальные трубопроводы разнообразного назначения.
Добавим стальные лестницы. Железными маршами связывались между собой все 5 этажей подземного сооружения. Кроме того, на самую вершину горы выводили две 180-метровые винтовые лестницы: Общая масса металла исчислялась килотоннами!
Разграбление достигло индустриальных масштабов. В потерны въезжали на мотоциклах и мотороллерах. Внутри монтировали временные электросети, от которых питали светильники, отбойные молотки и варочные трансформаторы. Впрочем, большей популярностью пользовалась ацетилен-кислородная технология.
Сотни (если не тысячи) тонн к концу 2002 года уже не только демонтированы, но разделаны и вывезены. "Цветняк" сняли уже в 1999-м. Тогда вокруг порталов не было видно земли под сталью кабельных оплёток, оставшихся после "раздевания" медных жил. Теперь оплёток там больше нет: нынешние грабители не брезгуют и "черняком".
Броневые двери и люки срезаны. Та же судьба постигла стальные детали кабель-трасс, трубы и лестницы. Сейчас очередь дошла до стальных дверных косяков и прочей "мелочёвки". Разбивают железобетонные блоки, чтобы достать арматуру.
_________________
Я ангел. Честно! А рога? Ну, нимб поддерживать...


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.05.2007
Посты: 729
Откуда: Севастополь - Москва



СообщениеВт мар 25, 2008 02:24 



Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение
_________________
Я ангел. Честно! А рога? Ну, нимб поддерживать...


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.05.2007
Посты: 729
Откуда: Севастополь - Москва



СообщениеВт мар 25, 2008 02:36 



Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение
_________________
Я ангел. Честно! А рога? Ну, нимб поддерживать...


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.05.2007
Посты: 729
Откуда: Севастополь - Москва



СообщениеВт мар 25, 2008 02:45 



Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение
_________________
Я ангел. Честно! А рога? Ну, нимб поддерживать...


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.05.2007
Посты: 729
Откуда: Севастополь - Москва



СообщениеВт мар 25, 2008 02:55 



Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение
_________________
Я ангел. Честно! А рога? Ну, нимб поддерживать...


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.05.2007
Посты: 729
Откуда: Севастополь - Москва



СообщениеВт мар 25, 2008 03:59 



Изображение
1:100000


Изображение
1:50000


Объект к сожалению полностью раздестроен, долбанные "металлисты" вынесли всё, кое-где даже поотдирали анти-осколочную облицовку со стен и поразбивали "кабинетные" переборки ради арматуры:(
Обязательно иметь запасной свет, объект имеет довольно неслабые размеры, вслепую не выбраться. Внимательно смотрите под ноги, кое-где можно усвистеть на пару этажей вниз. Лестниц между этажами нет, но можно свободно подниматься по кабельникам.
Часть помещений подтоплена, но в общем везде сухо. В одном месте сквозь внешнюю облицовку бьёт "родник". При непогоде можно прям там встать на ночёвку, внутри довольно тепло и нет ветра.

Даже если вы не любитель подземелий, посетить всё же стоит, объект просто поражает своими грандиозными масштабами.
_________________
Я ангел. Честно! А рога? Ну, нимб поддерживать...


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22.07.2007
Посты: 3471
Откуда: Ростов



СообщениеВт мар 25, 2008 07:28 


Чет тя Женько на "индастриал" потянуло? :D Ну а вообще, прикольно. Сама раньше этим увлекалась. Иными словами, это хобби называется - сталкерство. =)
_________________
http://photoblog.org.ua


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.05.2007
Посты: 729
Откуда: Севастополь - Москва



СообщениеВт мар 25, 2008 08:35 


boffin писал(а):Чет тя Женько на "индастриал" потянуло? :D Ну а вообще, прикольно. Сама раньше этим увлекалась. Иными словами, это хобби называется - сталкерство. =)
Другой вариант - диггерство. Диггерствую-то я постоянно, просто бомбари и коллекторы к туризму никаким боком и тут явно оффтопик. А этот объект близко к Чернореченскому каньону, IMHO подходит под "местную достопримечательность". Вот и написал, может кому будет интересно заглянуть по пути. Если не лень будет, пороюсь в архивах и "сотку" балаклавскую выложу.
_________________
Я ангел. Честно! А рога? Ну, нимб поддерживать...













СообщениеВт мар 25, 2008 08:51 


Дык отметил-бы на приведенных тобой картах точное место. Одна дорога прямо и в конце отметка п.л., а другая зигзагом - это вроде по ней?


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.04.2007
Посты: 750
Откуда: Одесса



СообщениеВт мар 25, 2008 09:16 


Жека, спасибо. Мне очень понравилось. И фотки хорошие и историческая справка уместна.
_________________
Самое сложное в зимних походах - это найти десятисантиметровую пиписку через двадцатисантиметровый слой одежды...


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28.02.2006
Посты: 2472
Откуда: с. Цветочное



СообщениеВт мар 25, 2008 09:26 


phreak255 писал(а):
boffin писал(а):Чет тя Женько на "индастриал" потянуло? :D Ну а вообще, прикольно. Сама раньше этим увлекалась. Иными словами, это хобби называется - сталкерство. =)
Другой вариант - диггерство. Диггерствую-то я постоянно, просто бомбари и коллекторы к туризму никаким боком и тут явно оффтопик. А этот объект близко к Чернореченскому каньону, IMHO подходит под "местную достопримечательность". Вот и написал, может кому будет интересно заглянуть по пути. Если не лень будет, пороюсь в архивах и "сотку" балаклавскую выложу.

тут налицо археологическо - краеведческий поход в пещерный город под Севастополем. отличие его от Тепе-Кермен, Чуфут-Кале и прочих только в том, что строился он на несколько сотен лет позже... соответственно, и технологии применялись разные ;-)

И раз так все запущено, то что охраняет часовой на повороте с Морозовской дороги? вы его не видели, т.к., похоже, подошли со стороны Севастопольской трассы... а он таки стоит, и вооруженный ;-)


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.05.2007
Посты: 729
Откуда: Севастополь - Москва



СообщениеВт мар 25, 2008 09:42 


Albertishe писал(а):
phreak255 писал(а):
boffin писал(а):Чет тя Женько на "индастриал" потянуло? :D Ну а вообще, прикольно. Сама раньше этим увлекалась. Иными словами, это хобби называется - сталкерство. =)
Другой вариант - диггерство. Диггерствую-то я постоянно, просто бомбари и коллекторы к туризму никаким боком и тут явно оффтопик. А этот объект близко к Чернореченскому каньону, IMHO подходит под "местную достопримечательность". Вот и написал, может кому будет интересно заглянуть по пути. Если не лень будет, пороюсь в архивах и "сотку" балаклавскую выложу.

тут налицо археологическо - краеведческий поход в пещерный город под Севастополем. отличие его от Тепе-Кермен, Чуфут-Кале и прочих только в том, что строился он на несколько сотен лет позже... соответственно, и технологии применялись разные ;-)

Интересно было бы план этого объекта найти. Я прикинул, самим топосъёмить его полностью несколько дней уйдёт :(

Albertishe писал(а):И раз так все запущено, то что охраняет часовой на повороте с Морозовской дороги? вы его не видели, т.к., похоже, подошли со стороны Севастопольской трассы... а он таки стоит, и вооруженный ;-)

Воинская часть с автопарком ещё действует, наверное оттуда. Мы там у них на территории возле боксов полусферы непонятного назначения сфоткали:

_________________
Я ангел. Честно! А рога? Ну, нимб поддерживать...


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24.12.2007
Посты: 462
Откуда: Украина, Донецк



СообщениеВт мар 25, 2008 12:04 


Во как! :shock:
Мы с чернореченского осенью шли-проходили это место:
[url]http://travel.org.ua/img/forum/1206404240.jpg[/url]
Должен сказать оно из далека выглядит впечетляюще. Теперь хочу попасть туда внутрь. Впечетлен.
Автору большое спасибо!


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18.04.2006
Посты: 115
Откуда: Киев



СообщениеВт мар 25, 2008 14:14 


здорово.. обязательно надо побывать!!!
может еще есть какие то похожие обьекты, очень будем рады увидеть!!
_________________
Magna est veritas, et proevalebit
(нет ничего превыше истины, и она восторжествует)


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13.02.2008
Посты: 334
Откуда: Одесса



СообщениеВт мар 25, 2008 14:19 


Нет слов! Впечатлило! :shock: И не только масштаб строительства, но и масштаб разрушения-разграбления...
:cry:

Спасибо phreak255!
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  1, 2, 3, 4, 5 ... 8, ВСЕ

Быстрый ответ
Имя пользователя:
Заголовок:
Сообщение:

Смайлики
|#smile805| |#smile807| |#smile806| |#smile24| |#smile706| |#smile709| |#smile710| |#smile714| |#smile715| |#smile718| |#smile722| |#smile725| |#smile726| |#smile728| |#smile729| |#smile735| |#smile737| |#smile739| |#smile748| |#smile766| |#smile746| |#smile749| |#smile772| |#smile773| |#smile615| |#smile614| |#smile612| |#smile606| |#smile603| |#smile602| |#smile792| |#smile785| |#smile784| |#smile780| |#smile778| |#smile701| |#smile703| |#smile716| |#smile740| |#smile752| |#smile757| |#smile761| |#smile764| |#smile765| |#smile770|
Ещё смайлики…
Добавить изображения
Advanced BBCode Box 3: Страница помощи   Жирный текст Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст Верхний индекс Нижний индекс Горизонтальная линия Выравнивание по левому краю Выравнивание по центру Выравнивание по правому краю Маркированный список Нумерованный список Элемент списка
Код Цитата Спойлер Скрытие от гостей Вставить текст не касающийся темы (оффтоп) Ссылка на Web адрес Вставить Email адрес Вставка в сообщение ссылки на IMG изображение Вставить иконку Вставить слово поиска Вставить ссылку на BBvideo видео ABBC3_YOUTUBE_OLD Вставить Видео с Youtube
Цвет шрифта
Вопрос
Двадцать один минус шестнадцать = ? (введите ответ цифрами):
Этот вопрос предназначен для предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами.
   

 Похожие темы   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
объект 100
Ай-я » Вт сен 14, 2010 16:43 1, 2, 3, ВСЕ

в форуме Туризм в Крыму. Общие вопросы

35

6842

Пт июн 10, 2011 19:04

Гость Перейти к последнему сообщению

Объект
Гость » Пн ноя 08, 2010 08:32

в форуме Крымоведение

2

742

Пн ноя 08, 2010 09:48

Гость Перейти к последнему сообщению

странный объект возле Ивановки
Ерм » Вт ноя 02, 2010 20:08

в форуме Крымоведение

3

1296

Чт ноя 04, 2010 12:27

okoem Перейти к последнему сообщению

Внимание всем! В Крыму найден особоопасный для жизни объект
Татарин » Вт авг 30, 2011 14:10 1, 2, 3, ВСЕ

в форуме Туризм в Крыму. Общие вопросы

34

10218

Вс апр 28, 2013 23:13

Спасский Перейти к последнему сообщению

Велопоездка к бункеру "Алсу" (объект №221)
tfa » Ср июн 16, 2010 21:50 1, 2, ВСЕ

в форуме Туризм в Крыму. Отчеты о походах

25

6290

Сб июн 26, 2010 19:35

Евер Перейти к последнему сообщению



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

По любым общим вопросам работы сайта и форума пишите: info@eurotourist.club
Коммерческие вопросы (размещение рекламы, предложение услуг): reklama@eurotourist.club





Protected by Anti-Spam ACP



При перепечатке или использовании любых материалов с сайта, гиперссылка на http://eurotourist.club обязательна

  Copyright © 1998-2017 Eurotourist