Помощь | Правила | Поиск
Регистрация | Вход
Переключиться в мобильный режим



Начать новую тему Ответить на тему    

Модераторы: Екатерина, Жанна

• Страница 1 из 1
Автор Сообщение


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18.03.2012
Посты: 772
Откуда: Кировоград



СообщениеВс окт 06, 2013 16:16 


Горный Алтай (Катунские Белки)
январь 1980 года. Вторая к.с.

Состав:
Руководитель: Константин Полежаев
участники: Леонид Мальцан, Алексей Ситожевский, Игорь Хавалкин, Галина Панина, Юрий Вершинин.
Подъезды: г. Томск – г. Бийск (поезд) – г. Горно-Алтайск – п. Усть-Кокса (автобус) – п. Тюнгур (попутка)
Маршрут: п. Тюнгур – пер. Кузуяк (н/к) – река Аккем – нижнее Аккемское озеро (ГМС Аккем) – верхнее Аккемское озеро – пер. Надежда 1 А к/с – пер. Карачик (1Б к/с) – ледник Плоский – ледник Менсу – пер. Дружба (1Б к/с) – ледник Аккемский – ГМС Аккем.

Изображение

Изображение
Это не технический отчёт о походе, многие детали не помню – например расстояния и даты, их можно посчитать, это была «стандартная» двойка в районе г. Белухи, я думаю, отчетов в МКК скопилось много. Это скорее то, что лично мне запомнилось.

Ну, поезд и автобус до Горно-Алтайска описывать не стоит, единственное интересное по дороге д. Сростки – родина Василия Шукшина, но мы были проездом… В Горно-Алтайске переночевали на автовокзале и утром по Чуйскому тракту на обычном ПАЗ’ике, довольно холодном, дорогу почти не помню, белая степь, потом серпантином подъём на перевал, опять степь, до Усть-Коксы ехали больше десяти часов, там заночевали на полу в гостинице, утром выяснилось, что автобус дальше в Тюнгур не пойдет, договорились с попуткой – открытый бортовой УАЗ’ик. Галка Панина села в кабину, остальные соответственно в кузов. Высадились в Тюнгуре возле местной почты, я думал, что температура близка к абсолютному нулю – около двадцати км в открытом кузове зимой… Зашли на почту послать телеграмму в КСС о выходе, а там чудная печка топится! Отогрелись, вышли на улицу, а тут оказывается тепло, солнышко! Дальше встали на лыжи и пошли. Первая ночевка была прямо на тропе под перевалом Кузуяк. Следующий день подъем и спуск с перевала, к обеду вышли на зимовье, там перекусили и дальше. Долина р. Аккем довольно узкая, но хорошо проходимая на лыжах. На одной из остановок Лёня Мальцан обнаружил оленью голову с одним рогом, обрубил его и добросовестно тащил его на себе, потом его в клубе как трофей пристроили, рядом с медвежьим черепом .

Изображение
На р. Аккем

Изображение
Низовье большого Аккемского озера

На третий день, примерно часам к двум добрались до ГМС Аккем, там разгрузили лишнее барахло, пообедали и пошли дальше. К темноте вышли, как и планировали на морену над малым Аккемским озером, и встали на ночёвку, вот тут и выяснилось, что вместе с «лишним барахлом» оставили лыжные палочки, а ледорубы наши не приспособлены для растяжки на них платки. Решили не париться и вниз не спускаться, просто поставили снежную стенку, залезли в палатку как в дополнительный спальник и всё. Ещё в «лишнем» почему-то оказались кружки, мы потом чай пили из банок от сгущёнки. Чай этот мы, потом называли «алтайским»: горячий чай, сгущенка и крошки от сухарей, еще масло, штука очень согревающая и остыть не успевала.

Вот следующий день и особенно ночевка у меня в «провале» - я отчетливо помню, как мы поднялись на морену, прошли долину небольшую, поднялись на перевал и прямо на перевале заночевали.

Изображение
Ночевка на гребне, то самое обувание…

Утро было «туманным» - потом на ГМС узнали, что температура тогда упала ниже сорока градусов. У меня в рюкзаке была фляжка с водкой, так вот она стала какой-то тягучей, хотя не замерзла. С этого началось постоянное ощущение холода по утрам, и самое мучительное было обувание, уже тогда очень задержались с выходом – ботинки промерзли, и их невозможно было одеть. Высшее достижение цивилизации – ВэБэ (урезанные валенки с подошвой от вибрам) до нас тогда ещё не дошло, а дошло, что даже если ботинки лежат в спальнике, они всё равно промерзнут, вот и приходилось спать и во сне их прижимать к груди. Дальше спускались по камням, порвали на ногах бахилы, что потом и привело к обморожениям. Вышли на перевал Карачик, тогда он был 1Б к.с., сейчас я гляжу, по некоторым источникам зимой 2А. Подъем – просто пилево, (см. фото)

Изображение

Изображение

Изображение
Пер. Карачик, седловина.

Изображение
Пер. Карачик, спуск.

На середине спуска у меня слетела вниз меховая рукавица, какую я потом внизу нашел, к величайшей своей радости. При спуске уже на леднику Плоский, Костя Полежаев шёл впереди меня, и я заметил, что у его вибрам на пятках швы разошлись, и видны носки, тут я конечно
сглупил, не сказал об этом, но я думал Костя сам знает.

Изображение
Лед. Плоский, лето.

При спуске с языка ледника, произошло событие, которое положило конец одной дискуссии в клубе. Дело в том, что в клубе появились карабины «Ирбис» без предохранительной закрутки, и начался вялотекущий спор можно их применять или нет. Так вот, шли мы двумя связками: Костя – Галка – Лёша и я - Игорь – Лёня, склон конечно был плёвый – фирн, градусов тридцать, Игорь в нашей связке срывается, мы с Лёней падаем, зарубаемся, всё как в учебнике, ждем рывка, верёвка натягивается и Игорь едет себе дальше! У него как раз был такой карабин… Ну скатился он метров на пятьдесят и остановился уже внизу языка, по-моему, ничего и не понял, даже зарубиться не пытался. Выбрали место прикрытое камнями, поставили снежную стенку и тут выяснилось, что Костя не чувствует пальцев на ногах, часа два растирали, вроде согрели. Я сам тогда для того, чтобы согреться по окрестностям шарился, и нашел очень интересное место: из завала каменюк поднимался теплый (!) воздух, ну не горячий, но ощутимо теплей, чем снаружи. На следующий день вышли на ледник Менсу (Сапожникова), на фото вид уже со следующего нашего перевала.

Изображение
Вид летом на Менсу с пер. Дружба

День был очень хороший, солнце даже согрело, температура видимо немного повысилась, по леднику довольно пологий и ровный подъём, просто ногами двигай. Помню панораму, которая открывалась вниз в долину, на морозе видимость очень хорошая и высота у нас была под 2 500 м – хорошо было видно, как горы довольно резко понижаются и переходят, чуть ли не в степи, вид грандиозный.

Изображение
Единственная фотография, которая у меня есть, сделана Лёшей Ситожевским именно в этот день.

На очередной и последней ночёвке вырыли снежную пещеру, правда пещера это сказано громко, просто щель в снегу, чтобы в спальниках туда залезть. Подъем по леднику вымотал не сильно, я ещё по молодости лет вверх поднялся, в сторону предполагаемого перевала,
осмотрелся, перевал выглядел очень логично: ярко выраженная седловина, небольшой крутой подъёмчик перед ней, в общем – «завтра будем дома».

Изображение
Собственно пер. Дружба, немного выше ночевки

Утром опять мучения с обуванием, прыгал на ногах, никак не мог их согреть, потом плюнул, чёрт с ними. Вышли и довольно быстро поднялись на перевал, тут и выяснилось, что перевал это Кара-Оюк, 3 А к.с., совсем не тот, и ведёт совсем не туда, с той стороны там весящий ледник, мы его видели, ещё когда на Карачик поднимались.

Изображение
А это седловина пер. Кара-Оюк

Изображение
Пер. Кара Оюк, фото летнее, вид со стороны р. Карачик

Тут, как-то восторжествовал разум, а может просто то, что ледовых крючьев не было… Короче, решили не спускаться, а т.к. световой день уже поджимал, и о спуске к месту стоянки речи уже не было, это означало ещё одна ночёвка! Решили идти траверсом к нашему перевалу Дружба.

Изображение

Изображение
Пер. Дружба, вид с Менсу, лето. Стрелка – примерный путь траверса

Ничего похожего на седловину не было, это больше походило на лезвие ножа, местами шли просто скалолазанием, Костя тогда ещё держался, его полностью разгрузили и поддерживали верёвками. К темноту вышли таки на наш перевал, спуск плохо запомнился, кажется - снежный склон.

Изображение
Пер. Дружба, на лед. Аккем, седловина, лето.

Изображение

Изображение
Пер. Дружба со стороны лед. Аккем, лето.

Спустились к леднику, тут Костя полностью вырубился, завернули его в спальник и полиэтилен, обвязали веревками и тянули как санки, благо по снегу. Тут мне в голову пришла «мудрая» мысль – пойти вниз на ГМС и взять сани. И Алексей с Лёней отпустили меня одного (!). Довольно бодро и быстро вышел на ледник Аккем, потом на верхнее Аккемское озеро. Пока шел по леднику, было жутко, но не страшно: позади огромная Белуха, с трёх сторон практически отвесные стены всё освещено огромной луной, ощущение полного одиночества и тишина.

Изображение
Аккемская стена, лето, день.

Вот на озере стало страшно, когда подо мной начал трещать лёд и стала выступать вода. Это потом мне объяснили, что при сильных морозах лёд от напряжений трескается и по трещинам поднимается вода, которая на поверхности создает прослойку, так называемую наледь. Побоялся немного, вижу, что под лёд не ухожу, потопал дальше. Шёл и бурчал про себя припев из песни А.Дольского: «вперёд, мой друг, вперёд, достаточно эмоций…». Удручала только одна мысль: «Ща дойду до ГМС и придётся идти назад». Когда дошёл до станции, было больше десяти вечера, поднимаюсь уже к избе, смотрю, показались люди, и что-то много их – на ГМС четверо было, а тут человек восемь. Стоят курят, подхожу, тут меня кто-то спросил: «Ну как, идете?» На что я ответил, то, что мне потом вспоминали политехи (это Томичи были, выходили на пятерку): «Идем, кто ещё идти может». Объяснил ситуацию, они быстро подорвались, я ещё дернулся с ними, на что получил: «Сиди, пацан!» Получил в своё распоряжение хлеб, масло и огромную кастрюлю чая – она у них постоянно стояла на печи. Ни до, ни после, ничего более вкусного не ел и не пил. Наши пришли где-то через часа два с половиной, их встретили уже почти на большом озере, потом много позже, один паренёк из тех, что там были, пытался рассказывать как они (политехи), нас медиков спасали, пришлось напомнить как дело было. Но это было потом, а пока Костика приводили в чувство, я сам вырубился - забрался в какой-то тёмный, теплый уголок и уснул. Утром добрался до библиотеки, что-то читал о визите Хрущева в США, около двух часов дня прилетел вертолет и забрал нас.
В Горно-Алтайске встретила скорая, Костика и Игоря забрали в больничку, нас определили на ночёвку, в КСС. Там начспас сказал, что мы у них сезон открыли, слава богу, малой кровью. Дал почитать журнал вылетов на спасработы, что ни вылет, то один, два гроба… Утром съездили в больничку, Костю уже прооперировали – ампутировали пальцы на ногах, с Игорем всё более, менее нормально, но пока оставили на койке. Потом – автобус, в Бийске заехали к Ситожевским, там нас накормили чудным борщом с яблоками, потом на паровоз и домой, Лёша остался в Бийске, и всё снаряжение на шесть человек пришлось тащить Лёне, мне и Галке, самый трудный рывок был от остановки «Университет» до Московского тракта (в клуб).
А ещё через несколько дней мне стукнуло восемнадцать. Потом были долгие нудные разборы полётов, в том числе и на вертолете – счет пришёл на ТМИ, кажется восемьсот рублей. Организация и подготовка похода была совершенно отвратительная, карту я только сейчас изучил, и я начинаю думать, что остальные тоже не сильно её знали. Тот зимний опыт лыжных походов, что был у нас, в горах почти не пригоден (в плане снаряжения). Я вообще, как кот - ходил сам по себе, и гулял где вздумается. Хотя конечно основные правила безопасности соблюдались. И как ни странно, участникам двойку засчитали.

Этот поход мне больше остальных запомнился, сейчас думаю из-за того, что тогда шли именно в горы, а не за справкой о прохождении очередной категории сложности, а может просто молодой был. :)

Фотографий сохранилось не много, цветные фото взяты из разных источников, ч/б с того похода.

Участники:

Изображение
Костя Полежаев

Изображение
Лёша Ситожевский

Изображение
Галка Панина

Изображение
Игорь Хавалкин

Изображение
Лёня Мальцан

------------------------------------


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28.02.2011
Посты: 533
Откуда: Киев



СообщениеПн окт 07, 2013 02:33 


Отменно. Прочитал на одном дыхании. Прямо повесть художественная. Спасибо за прекрасный отчет.
_________________
Маленького кто хочешь обидит.


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05.04.2008
Посты: 3784
Откуда: Львів, Долина



СообщениеПн окт 07, 2013 10:11 


Супер! Класно пишете. Мене аж ностальгыя пробила за початком 90-ъх, коли вибрався перший раз у Карпати - чб фото, кеди, рюкзак-колобок, макарони з тушонкою
_________________
stezhky.org.ua


Зарегистрирован: 14.09.2007
Посты: 176
Откуда: Боярка,Киевская обл.



СообщениеВт окт 08, 2013 17:19 


Да, пер.Дружба это конечно весело.
Август 1977 г.
Изображение
_________________
тел.8(050)5259990


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18.03.2012
Посты: 772
Откуда: Кировоград



СообщениеПт окт 11, 2013 17:34 


Вот попалась фотография политехов которые нас "спасали":

Изображение
Взято на Риске













СообщениеСб окт 19, 2013 15:42 


забавно :). случайно зашел на украинский сайт по поводу навигатора.
привет от альтуса :).
ну и московский тракт 6/2, как много в этом звуке. а ситожевский сейчас пиво варит :).


Зарегистрирован: 16.06.2009
Посты: 556
Откуда: Кривий Ріг



СообщениеВс окт 20, 2013 14:47 


george123 писал(а): Потом были долгие нудные разборы полётов, в том числе и на вертолете – счет пришёл на ТМИ, кажется восемьсот рублей.


Отже, рятувальні роботи були платними?


Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18.03.2012
Посты: 772
Откуда: Кировоград



СообщениеПт ноя 01, 2013 13:31 


Спасработ не было, по рации вызвали вертолет для транспортировки.
Вертолет был рейсовый Ак Таш - Горно-Алтайск, вот за дополнительное кольцо к Белухе институт и заплатил.


Зарегистрирован: 03.04.2013
Посты: 35



СообщениеВт дек 31, 2013 13:40 


Вот это ДА !!! Пробирает до глубины души...


Зарегистрирован: 17.04.2012
Посты: 174
Откуда: Кропивницький



СообщениеВт фев 11, 2014 12:37 


Супер! Очень понравился расказ! Действительно, как повесть!
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  • Страница 1 из 1

Быстрый ответ
Имя пользователя:
Заголовок:
Сообщение:

Смайлики
|#smile805| |#smile807| |#smile806| |#smile24| |#smile706| |#smile709| |#smile710| |#smile714| |#smile715| |#smile718| |#smile722| |#smile725| |#smile726| |#smile728| |#smile729| |#smile735| |#smile737| |#smile739| |#smile748| |#smile766| |#smile746| |#smile749| |#smile772| |#smile773| |#smile615| |#smile614| |#smile612| |#smile606| |#smile603| |#smile602| |#smile792| |#smile785| |#smile784| |#smile780| |#smile778| |#smile701| |#smile703| |#smile716| |#smile740| |#smile752| |#smile757| |#smile761| |#smile764| |#smile765| |#smile770|
Ещё смайлики…
Добавить изображения
Advanced BBCode Box 3: Страница помощи   Жирный текст Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст Верхний индекс Нижний индекс Горизонтальная линия Выравнивание по левому краю Выравнивание по центру Выравнивание по правому краю Маркированный список Нумерованный список Элемент списка
Код Цитата Спойлер Скрытие от гостей Вставить текст не касающийся темы (оффтоп) Ссылка на Web адрес Вставить Email адрес Вставка в сообщение ссылки на IMG изображение Вставить иконку Вставить слово поиска Вставить ссылку на BBvideo видео ABBC3_YOUTUBE_OLD Вставить Видео с Youtube
Цвет шрифта
Вопрос
Двадцать семь минус девять = ? (введите ответ цифрами):
Этот вопрос предназначен для предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами.
   

 Похожие темы   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
Первый раз на Алтай
рыж » Вт май 24, 2011 22:22 1, 2, 3, 4, ВСЕ

в форуме Россия - туристический форум. Туризм в России. Горы России

52

9705

Ср янв 18, 2012 10:57

Reil Перейти к последнему сообщению

На Алтай в пеший поход
shena » Чт апр 18, 2013 21:31

в форуме Поиск попутчиков в походы и путешествия по России

0

872

Чт апр 18, 2013 21:31

shena Перейти к последнему сообщению

Горный Алтай.Июль!
Анастасия12 » Пт апр 17, 2015 12:57

в форуме Поиск попутчиков в походы и путешествия по России

3

897

Пн апр 20, 2015 19:09

айболит Перейти к последнему сообщению

Август 2013г. Алтай
Хлоя » Пт фев 08, 2013 14:27

в форуме Поиск попутчиков в походы и путешествия по России

0

925

Пт фев 08, 2013 14:27

Хлоя Перейти к последнему сообщению

Ищу Алтай для Magellan Triton
grankin » Чт май 31, 2012 00:38

в форуме Туристические карты

1

1295

Чт май 31, 2012 11:35

Paganel Перейти к последнему сообщению



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

По любым общим вопросам работы сайта и форума пишите: info@eurotourist.club
Коммерческие вопросы (размещение рекламы, предложение услуг): reklama@eurotourist.club








При перепечатке или использовании любых материалов с сайта, гиперссылка на http://eurotourist.club обязательна

  Copyright © 1998-2018 Eurotourist